«Идеи Си Цзиньпина» будут движущей силой КНР
В Китае завершает работу 20-й съезд Коммунистической партии. Еще до открытия партийного конгресса наблюдатели назвали его «историческим». Каковы же главные результаты партсъезда КПК? И что будет с Поднебесной по окончании важного форума?
Ключевой съезд Коммунистической партии Китая (КПК), который проводится раз в пять лет и включает 2296 делегатов со всей страны, завершает свою недельную работу избранием Центрального Комитета, главного руководящего органа партии.
Двадцатому партсъезду предстояло определить размер нового ЦК в соответствии с опубликованным уставом партии. При этом, как сообщает CNN, премьер КНР Ли Кэцян, самый высокопоставленный чиновник Коммунистической партии после Си Цзиньпина, не вошел в список Центрального комитета, состоящего из 205 членов, что означает, что Ли собирается уйти в отставку с партийной должности. Ли Кэцян уходит «на покой» за день до того, как Си Цзиньпин, как ожидается, будет избран на третий срок. Аналитики ранее отмечали, что отставка Ли будет сигнализировать о значительном изменении баланса сил в пользу Си.
Согласно информации CNN, 67-летний Ван Ян, четвертый по рангу партийный чиновник и широко известный как потенциальный кандидат на пост следующего премьера, также не вошел в состав ЦК.
На фоне перетасовок руководства КПК внимание западной прессы привлек непонятный эпизод, когда бывшего высшего лидера Китая 79-летнего Ху Цзиньтао неожиданно увели с субботней церемонии закрытия съезда Коммунистической партии. Ху Цзиньтао сидел за первым столом в Доме народных собраний в Пекине рядом со своим преемником, нынешним лидером Си Цзиньпином, когда к нему подошли двое мужчин. Ху кратко поговорил с двумя мужчинами и поначалу не хотел уходить. Обстоятельства ухода Ху не ясны. Было замечено, как Ху перед тем как уйти, похлопал Си и премьера Ли Кэцяна по их плечам — оба, похоже, кивнули — и направился к выходу в сопровождении двух мужчин, один из которых держал его за руку.
В свою очередь, новый Центральный комитет соберется в воскресенье, чтобы избрать Политбюро, которое, в свой черед, изберет Постоянный комитет, считающийся самым влиятельным органом партии.
«Самое главное, на что стоит обратить внимание, — это то, будут ли люди, тесно связанные с самим Си Цзиньпином, доминировать в Постоянном комитете Политбюро, или останутся некоторые представители «старой гвардии», чья карьера не полностью зависит от него… такие люди, как Ли Кэцян и Ван Ян, — цитирует CNN комментарий Виктора Ши, эксперта по политическим элитам Китая из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Если комитет будет заполнен союзниками Си, «это изменит схему разделения власти, которую Китай видел с конца 1970-х годов», добавил эксперт.
Постоянный комитет соберется в тот же день, чтобы избрать генерального секретаря, который станет высшим руководителем страны с населением 1,4 миллиарда человек. Нынешнее Политбюро насчитывает 25 членов, а Постоянный комитет состоит из семи членов, включая Си Цзиньпина.
Еще задолго до начала съезда КПК в западных СМИ сообщали об избрании Си Цзиньпина руководителем партии на беспрецедентный третий срок как о совершенно решенном деле.
И вот в субботу, 22 октября, съезд Коммунистической партии Китая одобрил поправки к своему уставу, в том числе так называемые «Два установления» и «Две гарантии», направленные на закрепление фигуры Си Цзиньпина как ядра партии, а его политической мысли — как основополагающей идеологии КПК.
Председатель Си начал свою заключительную речь, когда партийные чиновники объявили об утверждении поправок, которые практически подтвердили, что Си Цзиньпин останется у партийного руля еще на один срок. Ожидается, что в эти выходные 69-летний Си будет вновь утвержден в качестве генерального секретаря партии, что проложит ему путь к третьему сроку на посту председателя КНР.
Как отмечает The Guardian, с момента прихода к власти в 2012 году Си еще больше укрепил свою индивидуальную власть, в том числе возглавил отмену ограничений на количество сроков полномочий в 2018 году. Не будь этих изменений, Си на этой неделе должен был бы уйти с поста партийного лидера, но вместо этого у него есть потенциал остаться руководителем КПК на всю жизнь.
Аналитики внимательно следят за событиями этих выходных, чтобы узнать, будет ли Си официально присвоено звание «народного лидера» — почетный титул, который официально не использовался со времен Мао Цзэдуна.
Наблюдавший за китайским партсъездом американский канал CNN отмечает, что в устав КПК на съезда был добавлен термин «боевой дух» — формулировка, которую Си Цзиньпин часто использовал, говоря о вызовах или предполагаемых угрозах в отношении Китая (таких как иностранные державы), что отражает все более напористую позицию страны на мировой арене.
Также устав дополнили формулировкой «общее процветание». На протяжении всего времени пребывания Си у власти он запускал национальную кампанию под этой фразой, призывая к перераспределению богатства во второй по величине экономике мира, что совпадает с регулятивными репрессиями в различных отраслях, от технологий и образования до игр и развлечений, отмечает CNN. Использование этой фразы восходит к временам председателя Мао Цзэдуна, который ссылался на «всеобщее процветание», когда выступал за радикальные экономические реформы, чтобы отобрать власть у богатых землевладельцев и фермеров, сельской элиты.
В устав КПК также были добавлены фразы, подчеркивающие доминирующее положение государственного сектора в экономике Китая, а также подчеркивающие «социалистическую рыночную экономическую систему».
Но, подчеркивает CNN, не было сделано изменений насчет формулировки «идеи Си Цзиньпина»: на последнем партийном съезде в 2017 году делегаты проголосовали за то, чтобы сделать «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры» руководящим принципом для КПК. В преддверии 20-го съезда высказывались предположения, что в партийные документы могут быть внесены поправки еще раз, чтобы сократить эту фразу до просто «Мысли Си Цзиньпина», что еще больше укрепило бы авторитет Си и поставило бы его на один уровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.
***
Комментируя будущее Поднебесной после 20-го съезда КПК, западные эксперты изо всех сил пытаются изобразить те объективные трудности, с которыми сталкивается КНР как груду едва ли разрешимых проблем.
«Экономика Китая терпит крах. Безработица зашкаливает. Бесконечные блокировки из-за COVID наносят ущерб бизнесу и жизни людей. Сектор недвижимости находится в кризисе. Связи между Пекином и крупными мировыми державами находятся под угрозой. Список проблем, с которыми сталкивается вторая по величине экономика мира, можно продолжить, и многие из этих долгосрочных проблем только усугубились за десятилетие правления Си Цзиньпина», – в таких черных красках рисует картину китайской действительности автор аналитического материала на сайте CNN Селина Ван.
И совсем в иных тонах рассуждает о настоящем и будущем КНР пекинское издание Global Times: «Рассуждая о «великой социалистической современной стране» как о «процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и красивой», Си Цзиньпин на открытии съезда в воскресенье отметил необходимость лучше рассказывать истории Китая, чтобы голос Китая был услышан, и представлять Китай заслуживающим доверия, привлекательным и респектабельным. «Мы будем укреплять наши международные коммуникационные возможности, делать наше общение более эффективным и стремиться усилить голос Китая в международных делах, чтобы он соответствовал нашей совокупной национальной силе и международному статусу», — сказал он».
Аналитики Natixis заявили, что съезд Коммунистической партии Китая имеет серьезные последствия для того, какие секторы китайской экономики получат поддержку или столкнутся с дальнейшим давлением.
Председатель КНР Си Цзиньпин выступил на открытии съезда с речью, в которой изложил приоритеты Коммунистической партии Китая на следующие пять лет. Официальная версия этого отчета будет опубликована после завершения 20-го партсъезда.
По словам аналитиков французского инвестиционного банка, последствия конгресса для различных секторов «являются большим стимулом для промышленной политики». Они указали на частое упоминание Си Цзиньпином о необходимости инноваций, отмечает CNBС.
«Зеленый переход и полупроводники будут продолжать приносить пользу», — сказали они. Китай объявил, что стремится достичь пика выбросов углерода в 2030 году.
Напряженность в отношениях с Вашингтоном, возросшая за последние несколько лет, обострилась совсем недавно, когда в октябре были введены новые меры экспортного контроля США, нацеленные на китайскую индустрию чипов.
«С точки зрения Китая больше всего беспокоит то, что эти ограничения становится все труднее обойти, — комментирует Гэри Нг, старший экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону, – С точки зрения промышленной политики Китай увеличит свои субсидии, усилит свою поддержку».
Обеспечение национальной безопасности, особенно в сфере продовольствия и энергетики, стало еще одной темой, которую Си Цзиньпин акцентировал в своем выступлении.
«Акцент на национальной безопасности указывает на продолжение политики «нулевого Covid» и давление на интернет-платформы, — считают аналитики Natixis. – Сфера недвижимости по-прежнему будет испытывать давление, поскольку в речи почти не упоминалось о каких-либо послаблениях».
Недвижимость, на которую приходится около четверти ВВП Китая, столкнулась с трудностями, поскольку в этом году продажи жилья резко упали на фоне подавления Пекином сильной зависимости застройщиков от долга.
В своем выступлении председатель Си также подчеркнул нацеленность Китая на «модернизацию», которая включает в себя «высококачественное развитие» и всеобщее процветание — умеренное богатство для всех, а не только для избранных. Си также говорил о продвижении «здоровой» онлайн-среды.
В своем выступлении на открытии партийного съезда Си Цзиньпин не уточнил, закончится или продолжится жесткая политика страны в отношении COVID-19, отмечает CNBC.
Решительные меры по контролю распространения коронавируса в Китае помогли стране быстро вернуться к росту в 2020 году. Но в этом году противоречивый контроль над деловой и социальной активностью ужесточился, что побудило инвестиционные банки неоднократно снижать оценки роста для Китая.
«Экономика Китая в 2023 году сильно зависит от того, откроется ли она», — утверждает Алисия Гарсия Эрреро, главный экономист Natixis по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Со своей стороны, китайское издание Global Times отмечает: «В 2012 году Китай уже превзошел Японию и стал второй по величине экономикой в мире после США, но почти 100 миллионов китайцев все еще жили в бедности. Спустя десять лет Китай успешно стряхнул с себя «бедность» и осуществил давнюю мечту об умеренном во всех отношениях благополучии. У разных людей найдутся разные ответы на вопрос о том, что представляет собой «икона Китая», но небоскребы в Пекине и Шанхае, переплетение автомагистралей и высокоскоростных железных дорог, электронная коммерция и удобные мобильные платежи часто фигурируют в этих ответах, рисуя картину экономического чуда».
У Китая, продолжает Global Times, также есть большие амбиции в области высококачественного развития: «Умные фабрики с поддержкой 5G, лунные и марсианские зонды и космические станции, электромобили и беспилотные автомобили, а также бурно развивающийся экотуризм в деревнях становятся новыми визитными карточками Китая».