Состоится ли реванш оскандалившегося экс-премьера после унизительной отставки Лиз Трасс
Позорная отставка Лиз Трасс после полутора месяцев руководства британским правительством поставила вопрос ребром: кто же станет новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании? Одним из вероятных кандидатов называют совсем недавно покинувшего со скандалом Даунинг-стрит Бориса Джонсона, который спешно вылетел в Лондон.
Бывший премьер-министр находился на отдыхе в Доминиканской Республике, но решил вернуться в Лондон после того, как сказал одному из своих сторонников, что снова будет баллотироваться, чтобы возглавить правительство Великобритании.
Корреспонденту Sky News удалось сфотографировать Бориса Джонсона, возвращающегося в Великобританию в эконом-классе вместе со своей женой и детьми.
Джонсон возвращается в Британию всего через шесть недель после того, как его настойчиво попросили уйти в отставку на фоне серии скандалов в кабинете министров во время его пребывания на Даунинг-стрит.
Депутат от консерваторов сэр Джеймс Даддридж сообщил политическому корреспонденту Sky Джону Крейгу, что Борис Джонсон планирует вторую заявку на Даунинг-стрит, заявив: «Я собираюсь это сделать!».
Нарастают слухи о том, попытается ли бывший премьер-министр вернуться на высшую должность. Как отмечает The Guardian, Борис Джонсон набирает силу в своей дерзкой попытке вернуться на Даунинг-стрит, несмотря на предупреждения критиков, что он рискует ввергнуть консерваторов в новый хаос из-за надвигающегося парламентского расследования скандала с «Патигейт» (напомним, что Джонсон со товарищи обвинялся в том, что в самый разгар жестких ковидных ограничений для простых британцев они устраивали в правительственных помещениях развеселые вечеринки с нарушениями правил локдауна).
Источник, близкий к комитету по привилегиям депутатов, который расследует, лгал ли Джонсон парламенту о партиях на Даунинг-стрит и в Уайтхолле во время пандемии COVID, сказал, что против экс-премьера имеется «огромное количество разоблачающих материалов».
Другой источник в парламенте сказал, что комитет собрал огромное количество письменных свидетельств, которые могут быть опубликованы в ближайшее время.
Предполагается, что этот скандал будет огромным отвлекающим фактором для Бориса Джонсона, если он станет премьер-министром, и рискуют вновь разжечь общественный гнев из-за скандала, который привел к тому, что он и другие были оштрафованы полицией за нарушение ковидных правил во время локдауна.
Высокопоставленный член парламента от консерваторов Джесси Норман считает, что возвращение Джонсона на руководящие посты будет катастрофой: «Есть несколько очень хороших потенциальных кандидатов на пост лидера консерваторов. Но выбрать Бориса сейчас было бы — и я говорю это четко — абсолютно катастрофическим решением».
Уильям Хейг, бывший лидер партии тори, сказал Times Radio, что возвращение Джонсона оказалось худшей идеей, которую он слышал за десятки лет в качестве члена парламента от консерваторов, и чревато «смертельной спиралью» для партии.
Высокопоставленный бывший министр кабинета сказал, что риск с Джонсоном заключается в том, что «никогда не знаешь, откуда придет следующий конфуз». Помимо «Патигейта», к Борису Джонсона были вопросы по поводу донора, финансирующего ремонт его квартиры на Даунинг-стрит, и его неспособности быстро справиться со скандалами в кабинете министров о лоббировании и сексуальных домогательствах.
Несмотря на скандальный шлейф, Борис Джонсон в настоящее время считается одним из трех лидеров в гонке и заручился поддержкой нескольких министров кабинета. Чтобы иметь шанс снова вступить в должность, ему прежде всего понадобится поддержка 100 депутатов-консерваторов. Ранее союзник Джонсона заявил, что у бывшего премьер-министра есть «твердые 67» подписей парламентариев-тори.
Однако ему придется победить бывшего канцлера Риши Сунака, чьи сторонники утверждают, что они уже преодолели порог в 100 подписей депутатов-тори, необходимый для включения в бюллетень для голосования.
Со своей стороны, The Guardian пишет, что Сунак пока лидирует и считается фаворитом на победу, имея около 90 публично заявленных сторонников, включая Доминика Рааба и Саджида Джавида. Тем не менее, Джонсон заручился поддержкой шести нынешних министров кабинета — Бена Уоллеса, Саймона Кларка, Криса Хитона-Харриса, Джейкоба Рис-Могга, Алока Шармы и Анн-Мари Тревельян — в то время как бывшая министр внутренних дел Прити Патель, как полагают, рассматривает возможность «каминг-аута» в его пользу.
Союзники Джонсона хвастались, что он «легко» преодолеет порог в 100 депутатов, и утверждают что он будет сильным претендентом на победу в голосовании 150 000 членов тори. Они сказали, что экс-премьер добивался «пакта о единстве» с Сунаком, который мог бы избежать проведения конкурса на голосование среди рядовых членов Консервативной партии.
Сторонники Джонсона надеются, что ему с Риши Сунаком удастся заключить сделку, и что он хотел бы встретиться со своим бывшим канцлером, чья отставка из-за их разногласий спровоцировала отставку премьера.
Джонсон готов утверждать, что только у него есть возможность победить на выборах, несмотря на то, что опрос Opinium показал, что Риши Сунак лучше справится в противоборстве с лидером лейбористской партии Кейром Стармером. Сторонники Сунака предположили, что пакт с Борисом Джонсоном маловероятен, но бывший канцлер готов поговорить с кем угодно.
Если все три кандидата, считающихся фаворитами (Борис Джонсон, Риши Сунак и Пенни Мордаунт), попадут в избирательные бюллетени, заручившись поддержкой более 100 депутатов каждый, то Сунак и Мордаунт могут попытаться выбить Джонсона из конкурса, прогнозирует The Guardian.