Объяснён интерес Олафа Шольца в изменении отношения к России
Президент Турции Эрдоган заявил, что канцлер Германии Олаф Шольц «изменил своё отношение к России» и понимает необходимость «найти общий язык». Почему позиция канцлера ФРГ поменялась и что может скрываться под изменением вектора – разбираемся с экспертом.
Фото: AP
«Канцлер Германии Шольц, занимавший месяц назад совершенно иную позицию в отношении Путина, изменил своё отношение к России, подчеркнув необходимость найти общий язык», – процитировала турецкая газета Daily Sabah слова президента Эрдогана. Вспоминая телефонный разговор во вторник с Олафом Шольцем, Эрдоган подчеркнул важность «личных отношений» для осуществления «наиболее важных шагов» в дипломатии. Также турецкий лидер обратился буквально ко всему миру, отметив, что российский президент «не тот, кто сделает шаг назад», если вы пойдёте против него.
Выступающий в роли «голубя мира» XXI века, Эрдоган продолжает демонстрировать невероятные по своему наполнению вещи. Во-первых, добился возвращения Москвы в зерновую сделку – и за довольно короткий срок. Только в субботу, 29 октября, Россия объявила о приостановке своего участия в договорённостях (повод – террористическая атака на корабли Черноморского флота и гражданские суда в акватории Севастополя). А уже в среду, 2 ноября, почти одновременно Москва и Анкара объявили о возвращении РФ в сделку.
Во-вторых, Эрдоган продолжает «строить мосты» как между Москвой и Киевом, так и между Россией и «коллективным Западом». Представитель Германии сообщил о том, что канцлер ФРГ высоко оценил усилия Анкары по поддержанию экспорта зерна из Украины в рамках Черноморской инициативы. Но только ли непреодолимое дипломатическое обаяние турецкого президента очаровало Шольца? Да и в целом подобная новость о диалоге европейской страны с Россией по нынешним временам выглядит едва ли не фантастично. А отсюда возникает вопрос – возможно ли такое вообще, и готов ли в действительности канцлер ФРГ к дипломатическому диалогу?
– Здесь просматривается много линий, – комментирует старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. – Во-первых, линия Эрдогана. Ему очень импонирует роль посредника, и он охотно берётся за те вещи, где он может выгодно смотреться в этой роли. В этом у него есть свои объяснения. В следующем году состоятся выборы в Турции (Президентские выборы в Турции должны пройти 18 июня 2023 года – «МК») и ему надо активно набирать очки.
Во-вторых, линия Шольца. Она заключается в двух моментах. Первый – внутригерманская коалиция. Как известно, она состоит из СДПГ, «Зелёных» и «свободных консерваторов». Они оказывают на него серьёзное давление и, в принципе, подрывают его авторитет.
В частности, наиболее яркий недавний пример, – министр иностранных дел Анналена Бербок. Она его постоянно, как говорится, подставляет (то есть, дискредитирует, опровергает). Шольцу важно, конечно, повышать в стране свой авторитет. Традиционно отношения между Россией и Германией были всегда рабочие, деловые. Тот, кто им следует – пользуется авторитетом населения…
Слова эксперта можно подтвердить появившейся реакцией в «Твиттере». Пользователи активно стали поддерживать такое стремление к диалогу, настаивая на том, что Германия «должна начать переговоры о мире». Некоторые комментаторы даже стали виртуально, но вполне осознанно, поддерживать канцлера (надо сказать, что это довольно редкий случай в последнее время).
«Надеюсь, у него хватит мужества сделать то, что правильно для Германии», – написал один из «виртуальных экспертов».
Но некоторые увидели в решении Шольца вполне объяснимый и корыстный интерес: «Перспектива ледяной зимы, особенно без газа, вероятно, способствовала тому, что он изменил своё мнение».
В этом тоже есть логика, но можно поспорить. Практически вся Европа семимильными шагами движется к подобной перспективе, однако о возможном диалоге с Россией (даже в корыстных целях) откровенно никто не говорит. И вот прецедент в лице Шольца. Он в сложной ситуации начал двигаться к, возможно, непростым в рамках европейского мышления решениям. Но необходимым для собственной страны.
– Шольц задумывается ещё и о самой Германии, – подтверждает Владимир Оленченко. – Он, безусловно, государственник, патриот своей страны. Сейчас авторитет Германии всячески подрывают Соединённые Штаты Америки и основной их проводник – Польша. В принципе, у американцев есть навязчивая идея, чтобы в Евросоюзе было два центра силы – Германия и Польша, а Польша бы доминировала. Соответственно, Шольц ищет балансы: что этому противопоставить.
Одно из противопоставлений – его поездка в Китай (федеральный канцлер собрался нанести деловой визит в Пекин – «МК»). Вторая линия – Россия. Но здесь вопрос возникает в том, насколько его заявления могут реализоваться в практические дела. Мы сейчас это увидим на примере его поездки в Китай: какие будут договорённости и насколько они будут реализуемы.
Отметим, что на днях тот же Шольц заявил о том, что Берлин «беспокоит» ситуация вокруг Тайваня. А в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, канцлер отметил, что «как США и многие другие страны, мы следуем политике одного Китая».
Конечно, насчёт приверженности к той же политике США – вопрос спорный, но стремление Берлина наладить нормальный диалог с Пекином – ход вполне достойный большого политического игрока. Однако министр иностранных дел Германии Анналена Бербок накануне поездки указала Шольцу, что тот должен донести до Пекина ключевые идеи, такие как верховенство международного права, прав человека и важность условий честной конкуренции.
– Что касается диалога с Россией, – продолжает эксперт, – наша страна всегда была открыта к диалогу с Германией, но, естественно, на основе здравомыслия. С нашей стороны мы никогда не отказывались от диалога. То есть мы находимся в режиме ожидания того, что европейцы (прежде всего, Германия в лице Шольца) начнут возвращаться к здравому смыслу и выходить из этого санкционного угара.
– К сожалению, сейчас нельзя сказать, что немецкое правительство монолитно. В нём безусловно присутствует очень сильный американский элемент в лице Анналены Бербок. Она где нужно и не нужно всячески хочет быть полезной Соединённым Штатам Америки, а для американцев сейчас наибольшая польза – на украинском направлении.
Поэтому я так понимаю, что Шольц ищет баланс. Ему придётся преодолевать сопротивление и Анналены Бербок, и сопредседателя партии «Зелёных» Роберта Хабека. У того свои заморочки, если так можно выразиться. Здесь говорить о каком-то радикальном изменении не приходится. Можно говорить о векторе движения. Думаю, Шольц движется в сторону здравого смысла. А его компаньоны по коалиции вносят много дисбаланса, в том числе и по вопросу Украины. Конечно, хотелось бы, чтобы Германия заняла позицию в украинском кризисе не в стремлении к решению вопроса на поле военных действий, а за счёт диалога. Если они начнут генерировать эту позицию, то тогда это было бы здорово.